Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Китая в Россию продолжают играть весомую роль в экономическом сотрудничестве между двумя странами. На межгосударственном уровне прорабатываются инициативы по реализации проектов в ряде отраслей, способствующих росту товарооборота. Изменившаяся политическая обстановка вокруг России привела к существенному росту объема ПИИ со стороны КНР, сохранив приоритетные направления для совместных проектов. При этом наличие санкционных вызовов является важным фактором в плане оценки перспектив дальнейшего роста ПИИ, в особенности в части крупных инфраструктурных проектов.
Недавняя правительственная встреча между КНР и Россией стала очередным подтверждением заинтересованности сторон в развитии торгово-экономического взаимодействия. Одним из ключевых итогов стало подписание обновленной редакции плана инвестиционного сотрудничества, направленного на увеличение торговли и дальнейшее развитие совместных крупных межправительственных проектов с привлечением ПИИ.
Динамика и направления ПИИ Китая в Россию
Согласно последним официальным данным касательно ПИИ, опубликованным Центральным банком России, объем китайских инвестиций в страну на конец 2021 года составлял 3,3 млрд долл. США. При этом аналитика со стороны КНР существенно отличается – 10,6 млрд долл. США. Этот разрыв объясняется тем, что часть ПИИ из Китая в Россию не учитываются в двусторонней статистике, поскольку они поступают через третьи страны, в основном через традиционные офшорные юрисдикции для России, такие как Кипр, Каймановы острова или Багамы.
Несмотря на изменения в политической обстановке Россия по-прежнему остается одним из ключевых направлений для ПИИ со стороны КНР, занимая При этом суммарный объем китайских ПИИ в страны Европейского союза и Великобританию составил всего 7,6 млрд долл. США. Крупнейшие адресаты инвестиций (Германия, Великобритания и Нидерланды) получили менее 1,2 млрд долл. США каждый, то есть в среднем в 3 раза меньше, чем Россия в этот же год согласно официальным данным Центрального банка.
Для наиболее релевантного географического сравнения с Россией стоит обратить внимание на Казахстан: в этой стране структура китайских ПИИ сконцентрирована прежде всего в горнодобывающем секторе (включая урановую промышленность) и развитии транзитной инфраструктуры — особенно в особой экономической зоне Хоргос на границе с КНР, тогда как в России основной фокус смещён на нефтегазовый и СПГ-секторы вместе с сопутствующей транспортной инфраструктурой. В 2021 году объём прямых иностранных инвестиций из Китая в Казахстан составил около 1,81 млрд долл. США, что вдвое меньше вложений, направленных в тот же период в Россию.
Перспективы реализации крупных государственных энергетических проектов
China Global Investment Tracker (база данных Американского института предпринимательства, AEI) выделяет энергетический сектор как приоритетное направление для китайских инвестиций в Россию в период с 2012 по 2022 гг. – 55,2% от общего объема инвестиций. Данный тренд сохраняется и на текущий момент: основные потоки ПИИ Китая на территории России направлены на реализацию проектов по добыче и производству сжиженного природного газа и нефти.
В топ-3 наиболее капиталоёмких проектов КНР входят «Ямал СПГ» (доля китайских CNPC и Silk Road Fund – 8,1 млрд долл. США), «Арктик СПГ-2» (доля китайских CNPC и CNOOC 4,3 млрд долл. США) и разработка Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения (доля Beijing Gas составляет 1,1 млрд долл. США). Китайские компании обычно инвестируют путём долевого участия в крупнейшие российские предприятия: например, в рамках проекта компании CNPC и Sinopec приобрели 10% акций «Сибур». За счёт данных проектов китайские инвесторы направляют в энергетику России около 49% от общего объёма своих вложений в данный сектор.
При этом проект «Ямал СПГ» стал одним из флагманов сотрудничества России и Китая в сфере энергетики. Запущенный в декабре 2017 г. на Шпицбергене, завод обеспечивает выпуск до 16,5 млн тонн СПГ в год и стабильно функционирует в экстремальных климатических условиях. Благодаря «Ямал СПГ» Россия существенно диверсифицирует свои экспортные маршруты: первая партия СПГ была отгружена в Китай в апреле 2018 г. по Северному морскому пути, что позволяет снизить логистические издержки и ускорить поставки. Стабильное производство и надежность цепочки поставок укрепили доверие китайских импортеров — к 2023 г. контракты по «Ямал СПГ» покрывали около 20% потребностей Китая в СПГ.
Основным фактором, объясняющим перевес китайских ПИИ в России в сторону природных ресурсов, является высокая корреляция между их добычей и последующими экспортными поставками в Китай. По данным Главного таможенного управления КНР, в первом полугодии 2024 г. общий объем российского экспорта в Китай составил 74,4 млрд долл. США, из которых на энергоресурсы пришлось 46 млрд долл. США, то есть примерно 62%.
Одним из ключевых направлений китайских ПИИ в Россию является Дальний Восток, где в период с 2022 по 2023 гг. Китаем завершена реализация ряда совместных инвестиционных проектов в транспортной и горнодобывающей отраслях на общую сумму 2,2 млрд долл. США. Особо выделяется факт окончания в августе 2022 года строительства первого трансграничного железнодорожного моста Тунцзян – Нижнеленинское через реку Амур стоимостью 315 млн долл. США. Важность реализации данного проекта была особо отмечена межправительственной комиссией КНР и России по инвестиционному сотрудничеству.
Строительство осуществлялось с 2014 года и было профинансировано на 25% за счет Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона и на 75% – Российско-Китайским инвестиционным фондом. Открытие моста не только сократило маршрут из Хэйлунцзяна до Московского региона примерно на 809 км, уменьшив время в пути более чем на 10 часов для односторонних перевозок, но и стало первым в истории прямым железнодорожным сообщением России с провинцией Хэйлунцзян. Данный мост является важным элементом инфраструктуры нового Шелкового пути, так как соединяет северо-восточную часть Китая с Транссибирской магистралью. Реализация проекта была направлена на упрощение перевозок продукции между странами, что приведет к дальнейшему росту торговли между КНР и Россией.
Перспективы реализации крупных государственных неэнергетических проектов
Регулярные встречи между представителями правительств КНР и России указывают на важность развития торгово-экономического сотрудничества для каждой из сторон. В рамках 29-й встречи (состоявшейся 21 августа 2024 года) была утверждена обновленная редакция плана инвестиционного сотрудничества, который предусматривает реализацию ряда инициатив в ключевых неэнергетических отраслях экономики, в том числе газохимия, автомобилестроение, логистика, транспорт, недвижимость и бытовая техника.
Межправительственная российско-китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству (МПК) является основным координационным органом, созданным
в 2014 году для помощи в реализации совместных инвестиционных проектов, одобренных в рамках регулярных межправительственных встреч. МПК занимается отбором и продвижением приоритетных проектов (с суммой инвестиций в рамках одного проекта не менее 15 млн долл. США).
По итогам 29-й межправительственной встречи российской стороной заявлено, что на текущий момент в работе МПК находятся 86 проектов в 24 субъектах России и 5 регионах КНР, общей стоимостью порядка 173 млрд долл. США, среди которых представлен завершенный в 2022 году проект моста Тунцзян – Нижнеленинское. На фоне роста общего объема китайских ПИИ в Россию данная цифра способствует формированию дальнейших оптимистичных прогнозов в части реализации крупных совместных инвестиционных проектов.
Хотя с момента создания МПК к концу 2023 г. из 86 заявленных совместных проектов (приблизительно 17% от общего числа проектов), эта конверсия выглядит довольно перспективно. Для сравнения, Global Infrastructure Facility (глобальная платформа G20 во главе с Всемирным банком, поддерживающая развитие устойчивой инфраструктуры в развивающихся странах) с 2014 г. до августа 2023 г. одобрила 165 проектов и довела до коммерческого или финансового закрытия только 21 из них (приблизительно 12,7% от общего числа проектов). Это показывает, что уровень реализации российско-китайских инвестиционных проектов сравним с международными инфраструктурными программами.
При этом российские эксперты отмечают, что наличие проекта в портфеле МПК
не подразумевает его краткосрочную реализацию, так как проекты могут долгое время находится в стадии проектирования и согласования источников финансирования, но не выходить на стадию реализации. На текущий момент из 86 проектов в портфеле 28 находятся на стадии строительства.
Также возможно развитие событий, при которых сроки строительства могут быть существенно сдвинуты, что и произошло с совместным проектом по строительству высокоскоростной магистрали «Москва – Казань» (протяженностью свыше 770 км), реализация которого была заморожена в 2021 году.
Данный проект изначально предполагал частичное финансирование за счёт кредитов со стороны КНР, но в процессе проработки предварительных условий реализации РЖД и Минтранс признали проценты по выплате по предполагаемым займам слишком высокими, а также отметили недостаточный объем инвестиций с китайской стороны. Параллельно российской стороной велись переговоры с немецким консорциумом (Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn) о полной реализации проекта на всех этапах, что ещё больше осложнило переговоры с китайскими партнёрами.
В 2014 – 2015 гг., на фоне резкого падения нефтяных цен и введения западных санкций, Россия была вынуждена пойти на сокращение финансирования проекта на 30%. Одновременно разгорелся юридический спор между китайским подрядчиком и РЖД по механизмам государственной гарантии и погашения кредита, который так и не был окончательно завершен. В конечном итоге в Кремле был анонсирован новый приоритет в виде высокоскоростного коридора «Москва – Санкт-Петербург» уже без участия китайских инвестиций.
Важно отметить, что количество новых проектов, включаемых в перечень МПК, с начала пандемии в 2020 году продолжает снижаться (вывод на основании данных Минэкономразвития России представленных ниже). В среднем с 2014 по 2019 гг. было заявлено около 8 инвестиционных проектов в год для совместной проработки на межправительственном уровне. Невключение в 2022 году новых крупных проектов в перечень может быть объяснимо возросшей макроэкономической неопределенностью вокруг России.
Количество новых заявленных проектов в портфеле МПК в год

Источник: Минэкономразвития России
Однако наличие всего одного нового проекта в 2023 году свидетельствует, среди прочего, о растущих сложностях, с которыми сталкиваются китайские компании при адаптации к новым реалиям российского рынка. Высокая волатильность курса рубля делает прогноз доходности проектов сложным, особенно в условиях отсутствия полноценного механизма хеджирования. Угроза вынуждает китайские банки и фонды ужесточать внутренние лимиты. Согласно оценкам, к августу 2024 г. 98 % китайских банков прекратили прямые юань-платежи с Россией, опасаясь быть включёнными в «чёрные списки» западных регуляторов. Ряд российских экспертов отмечает, что в результате китайские компании проявляют меньший интерес к лоббированию проектов на государственном уровне в условиях изменившейся политической ситуации.
Для обхода санкций инвесторы переходят на расчёты через третьи юрисдикции или по примеру Ирана создают офшорные SPE (special purpose entity), то есть специальные проектные компании, которые «изолируют» активы и скрывают конечных бенефициаров, минимизируя риск прямого попадания под санкционные списки. Однако такие схемы увеличивают транзакционные издержки, усложняют структуру финансирования и повышают юридические риски. Кроме того, в отдельных случаях китайские госбанки (например, ICBC и Bank of China) сокращают корреспондентские связи с российскими энергокомпаниями, что затрудняет финансирование и сопровождение проектов на этапе строительства.
При этом товарооборот между КНР и Россией продолжает стремительно расти. В 2023 году его объем достиг рекордных 240 млрд долл. США, что на 26,3% превышает показатели 2022 года и существенно превосходит общий объем ПИИ Китая в Россию в течение последнего десятилетия. Такой рост обусловлен укреплением двусторонних экономических связей в том числе благодаря сотрудничеству на межправительственном уровне, увеличением поставок энергоносителей, расширением торговли промышленными и сельскохозяйственными товарами, а также развитием транспортно-логистической инфраструктуры между двумя странами.
Основные выводы
Одним из ключевых инструментов поддержки крупных инфраструктурных проектов является межправительственная комиссия КНР и России, которая играет важную роль в их координации. Наличие мощного механизма межгосударственного сотрудничества способствует успешной реализации таких инициатив.
Однако следует отметить, что в последние годы наблюдается снижение количества заявленных крупных совместных инвестиционных проектов, особенно после 2022 года. Это свидетельствует о том, что, хотя общий объем китайских инвестиций в Россию увеличивается, интерес к реализации масштабных инфраструктурных проектов демонстрирует стагнацию, что объясняется наличием санкционных рисков для китайских компаний.
При этом Россия остается важным направлением для ПИИ Китая. Несмотря на введенные странами запада санкциями в адрес России, китайские инвестиции в российскую экономику продолжают расти, в особенности в сфере добычи и производства нефтепродуктов, что отражается в последующем росте товарооборота между странами. Среди ведущих государственных инвестиционных корпораций с российской стороны есть мнение о значительном потенциале для реализации крупных инвестиционных проектов в ближайшие годы с привлечением ПИИ со стороны Китая.