Во Вьетнаме, как и во многих других азиатских культурах, образование долгое время играло ключевую роль в построении карьеры. В стране существовала система конфуцианских экзаменов, успешное прохождение испытаний гарантировало продвижение по социальной лестнице. Это привело к тому, что мотивацией стала формальная сторона получения образования, а не реальный интерес к учебному процессу. Поскольку с экзаменационными заданиями справлялись единицы, образование считалось элитарной и труднодоступной сферой.
Со временем ситуация кардинально изменилась. С началом французского колониального правления в XIX веке, система конфуцианских экзаменов была отменена, а после Августовской революции 1945 года общее образование стало обязательным и бесплатным. Однако отголоски многовековых культурных установок присутствуют и в современном обществе. Вьетнамские школьники продолжают испытывать давление со стороны семьи. Молодым людям приходится тратить на учебу более 12 часов в день, чтобы оправдать ожидания близких, показать высокие результаты на экзаменах и поступить в престижный университет. Многие вьетнамцы до сих пор считают образование единственной возможностью добиться успеха в жизни и реализовать амбиции.
Благодаря реформам последних десятилетий образование во Вьетнаме стало общедоступным. Повысился уровень грамотности населения: с 84% в 1980 году до 95% в 2019 году; расширилась сеть образовательных учреждений: количество студентов высших учебных заведений утроилось с 1998 по 2011 год. Исследование PISA в 2012 году показало высокий уровень когнитивных навыков вьетнамских школьников в областях математической, читательской, естественно-научной грамотности (Вьетнам занял 7–23 места в этих областях из 65 возможных).
С углублением интеграции страны в мировое сообщество и развитием технологий возросла потребность не только в базовых когнитивных навыках, но и в навыках коммуникации, командной работы, увеличилась ценность владения цифровыми инструментами. Согласно данным Всемирного банка, в 2010-х годах эти навыки были слабо развиты у вьетнамских выпускников.
Для решения этой проблемы правительство поставило задачи по внедрению инноваций в сфере управления образованием, модернизации методов обучения, тестирования и оценивания, расширению и повышению эффективности международного сотрудничества в области образования. Кроме того, руководство страны призвало частный сектор к более активному участию в развитии образования. Конкуренция частного и государственного секторов рассматривалась как инструмент повышения образовательных стандартов и развития сферы в целом.
С 2010-х годов правительство Вьетнама начало реализацию проектов по развитию образовательных технологий, однако меры оказались ограниченными и коснулись небольшого числа государственных школ. Частный сектор развивается в сфере цифровизации образовательных процессов намного активнее, делая образование еще доступнее. В 2021 году Вьетнам вошел в топ-10 быстрорастущих рынков edtech в мире, согласно отчету Vietnam Edtech. Для его дальнейшего развития также складываются благоприятные условия. По данным Главного статистического управления Вьетнама, за последние 10 лет ежегодные расходы на образование увеличились в 2,3 раза. Вьетнамцы тратят 30% дохода на обучение, родители готовы к увеличению расходов ради более качественного образования детей. Кроме того, согласно планам руководства страны, к концу 2023 года проникновение интернета в страну увеличится до 75%, что облегчит расширение рынка образовательных технологий.
Ключевые игроки рынка edtech
Рынок онлайн-образования обычно разделяют на три сегмента: платформы для самостоятельного образования, системы управления обучением (LMS) и контент-провайдеров. Они соотносятся с тремя целевыми аудиториями: K-12 (школами и детскими садами), университетами и бизнес-сектором.
K-12
Если в развитых странах компании предпочитают инвестировать в развитие высшего и дополнительного образования, в корпоративное обучение, то в развивающихся — в сектор K-12. В частности, во Вьетнаме, по данным Tracxn Technologies, на 2022 год насчитывается 284 edtech-компании, около половины из них работают в сегменте K-12.
За долю рынка здесь активно борются как местные, так и иностранные компании. Их основная специализация — приложения по изучению точных наук (математики, физики и т. д.), что объясняется спросом вьетнамских родителей на сервисы по развитию STEM-навыков у детей.
Наблюдается рост сегментации и специализации предложения. Например, сингапурские онлайн-платформы ClevaiMath и Geniebook предлагают курсы повышения успеваемости по математике и другим школьным предметам; платформа Manabie предоставляет системы управления обучением и планирования ресурсов предприятия, услуги онлайн- и офлайн-обучения. Также заметными игроками являются американская Zuni learning tree и гонконгская Snapask платформы. Zuni позволяет систематизировать и использовать все доступные образовательные ресурсы через один сайт. Snapask — предлагает услуги по подбору репетиторов и видеокурсов для учащихся начальной и средней школы.
Кроме того, развивается международное сотрудничество: для привлечения лояльной аудитории иностранные компании продвигают услуги через уже известные и завоевавшие доверие покупателей местные платформы. Например, в 2021 году японское издательство Gakken начало сотрудничать с вьетнамской edtech-компанией KiddiHub, управляющей сервисом по поиску школ и образовательных центров для детей. Через сайт KiddiHub Gakken планирует повышать узнаваемость бренда и продвигать обучение по развитию некогнитивных навыков.
Несмотря на разнообразие иностранных приложений, в количественном соотношении предложение местных компаний преобладает над предложением отдельных зарубежных стран. При этом отечественное предложение также сегментировано. Популярные вьетнамские онлайн-проекты включают в себя платформы с обучающими видеороликами или тестовыми заданиями по школьным предметам (Kien Guru, Onluyen, Vungoi, Vuihoc, Hocmai, Marathon); платформы для создания онлайн-тестов (789.vn); сервисы по подбору репетиторов для повышения успеваемости и подготовки к экзаменам (Tuyensinh247.com).
Так, основным продуктом сегмента являются приложения и платформы для повышения успеваемости по школьным предметам. Сектор К-12 обширен, конкуренция здесь высока как между местными, так и между иностранными компаниями, при этом нет явного лидера сферы. Высокий спрос в этом сегменте также объясняется «одержимостью» школьников идеей необходимости получения высшего образования в престижных университетах, а также моральной ответственностью учеников, которые не могут позволить себе провалить экзамены и разочаровать семью.
Университеты
Компании, чьей целевой аудиторией являются университеты, специализируются на предложении систем управления обучением.
Поскольку ключевым игроком и лидером сегмента является вьетнамская платформа Topica Group, другим компаниям для успешной конкуренции с гигантом отрасли необходимы инновационные решения. Одна из стратегий развития — внедрение в образовательные продукты элементов виртуальной и дополненной реальностей. В этом направлении работают зарубежные поставщики CO-WELL (Япония), Hiverlab (Сингапур), Ruangguru (Индонезия), интегрирующие в образовательные процессы технологии AR/VR.
Также наблюдается персонализация образовательного процесса. FPT, вьетнамская компания в сфере информационных технологий, разработала приложение с использованием искусственного интеллекта для создания индивидуальных учебных треков для студентов с учетом их показателей успеваемости. Такой подход позволяет повысить эффективность обучения. Компания заявляет, что в приложении студенты обучаются на 30%-50% быстрее, чем на традиционных очных занятиях.
Сервисы по управлению учебным процессом пользуются спросом, вероятно, необходимость в них будет и в ближайшем будущем, поэтому направление можно считать перспективным.
Бизнес-сектор
Бизнес, как и высшее образование, заинтересован в платформах, которые позволяют перенести администрирование рабочих процессов в онлайн-формат. Также интерес представляют ресурсы с онлайн-курсами повышения квалификации и дополнительного образования.
Если вьетнамские компании в основном специализируются на предложении услуг по обучению сотрудников, то зарубежные игроки — на сервисах по развитию профессиональных связей на местном и международном уровнях. Так, вьетнамские компании Оеs, Amber online education, Azabook предлагают онлайн-курсы в сфере бизнеса и управления, услуги электронного обучения сотрудников. Британская компания Virtual internships специализируется на организации онлайн-стажировок и корпоративном партнерстве; сингапурская образовательная экосистема Kalpha предоставляет услуги по развитию профессиональных связей через встречи с более опытными коллегами.
Конкуренция в бизнес-сегменте не так высока, как в К-12. Однако запросы потребителей узкоспециализированы. Для успешной работы в нише необходим продукт, способный решать структурные проблемы вьетнамского бизнеса. Соответственно, в этом сегменте иностранным компаниям, не знакомым с особенностями вьетнамской бизнес-среды, сложнее составить достойную конкуренцию местным игрокам.
Стратегии выхода на рынок edtech
Индустрия образовательных технологий во Вьетнаме находится на ранней стадии развития. Страна имеет значительный потенциал для развития рынка edtech: доступ к интернету имеет около 70% населения, наблюдается рост спроса на мультимедийный контент. Кроме того, сфера образования является одним из восьми приоритетных секторов в повестке цифровой трансформации вьетнамского правительства.
Чтобы извлечь максимальную выгоду из потенциала рынка образовательных технологий, иностранным компаниям необходимо разбираться в нормативно-правовых особенностях создания и управления edtech-компаний во Вьетнаме. Область edtech не имеет четкого описания во вьетнамских юридических документах, что осложняет ее регулирование. На данный момент регистрируемый иностранными компаниями бизнес должен соответствовать как минимум одному из указанных направлений деятельности:
1. Образовательная деятельность
2. Деятельность в области информационных технологий
3. Торговая деятельность
Регистрация для участия в торговой деятельности обязательна, если компания распространяет онлайн-курсы с учебной программой, разработанной третьей стороной, или предоставляет платформу электронной коммерции для образования.
Развитие сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) поддерживается вьетнамским правительством, поэтому регистрация деятельности в этой сфере наиболее выгодна. Компании, работающие в этой области, имеют ряд налоговых льгот. После регистрации на деятельность в сфере ИТ edtech-компании освобождаются от корпоративного подоходного налога на 4 года, в последующие 9 лет налог снижается на 50%. Кроме того, льготы касаются и работников, занятых в ИТ-секторе. Им предоставляется 50% снижение подоходного налога.
Другая стратегия выхода на вьетнамский рынок — сотрудничество с местными компаниями: образовательными организациями, технологическими фирмами, местными агентами по продажам. Работа с вьетнамскими партнерами в таком формате выгодна тем, что иностранные предприятия смогут воспользоваться глубокими знаниями местного рынка вьетнамских коллег и уже устоявшимися связями с отечественными компаниями.
Перспективы развития образовательных проектов
Структурные проблемы могут помешать развитию онлайн-обучения во Вьетнаме. В стране по-прежнему ограничено подключение к интернету. Несмотря на распространение онлайн-образования и рост его популярности, вьетнамские родители все еще склонны выбирать для своих детей традиционные школы и офлайн-центры по подготовке к экзаменам.
Доля вьетнамцев без доступа в к интернету (%)
Однако общая тенденция на расширение и сегментацию рынка, вероятно, продолжится. Перспективным направлением развития может стать расширение международного сотрудничества в области смешанного формата обучения. Этот формат предлагает местным предприятиям возможности для партнерства с зарубежными инвесторами. Примером может служить бакалаврская программа в области ИКТ Технологического Университета Суинберна (Австралия) и частного университета FPT University (Вьетнам). Обучение было основано на учебных материалах Суинберна, а FPT University обеспечивал менторство на период обучения, решал вопросы оплаты и зачисления в университет.
Другое перспективное направление развития компаний в области edtech — сфера электронного обучения для бизнеса, поскольку растет спрос на платформы для корпоративного обучения сотрудников. В этой области уже выделяются местные предприятия: государственная Vietnam Electricity (EVN) и Vietcombank. Компании создали собственные центры электронного обучения для сотрудников. Повышенный спрос к подобным сервисам также ожидается и в других сферах.
Также перспективными могут оказаться сферы, не связанные с теоретической подготовкой к экзаменам: искусство, обучение гибким навыкам и компьютерным технологиям. В случае, если Вьетнам пойдет по китайскому пути ограничения работы edtech-компаний, эти области окажутся наиболее устойчивыми.