В середине 1980-х годов китайский Дунгуань был ведущим центром производства и экспорта товаров низкотехнологичных отраслей: игрушек, продукции швейной промышленности. Однако в конце 1990-х годов город сосредоточился на развитии высоких технологий: искусственного интеллекта, автоматизированного оборудования, робототехники, новых энергетических транспортных средств.
В 2010-е годы параллельно с развитием высокотехнологичного производства происходит перенос менее технологичного производства из Китая в страны Юго-Восточной Азии, в частности во Вьетнам, который привлекает компании более низкими затратами на оплату рабочей силы.
В первую очередь перенос производства произошел в текстильной промышленности. Такие розничные гиганты, как Nike и Adidas, начали перенос производства еще в 2000-е годы. По состоянию на 2006 год Вьетнам производил 29% обуви Nike по сравнению с 31% в Китае. К 2017 году на Вьетнам приходилось уже почти 50% производства Nike.
Страна также оказалась привлекательной для высокотехнологичных отраслей. Так, например, в 2018 году компания Samsung Electronics объявила, что закроет завод по производству смартфонов в КНР и откроет два во Вьетнаме. Следом за ней, летом 2019 года, японская компания Nintendo сообщила о переносе производства приставки Switch из Китая во Вьетнам.
Причины переноса производства из Китая во Вьетнам
Компании обратили внимание на Вьетнам в результате эскалации торгового конфликта между Соединенными Штатами и Китаем. Кроме того, к переносу производства в 2010-е годы компании подтолкнул рост стоимости рабочей силы в КНР и стремление диверсифицировать цепочки поставок.
Введение тарифов и увеличение импортных пошлин с 10% до 25% на китайские товары привели к тому, что ряд американских компаний предпочли полностью или частично вывести цепочки поставок из Китая. Например, в 2019 году Google сообщил, что переводит производство смартфонов Pixel из Китая во Вьетнам.
Благодаря переносу производства во Вьетнам компании нивелировали последствия эскалации торговой напряженности и сохранили объемы производства. По оценкам специалистов, Вьетнам получил дополнительные заказы на экспорт в США в размере 7,9% ВВП.
Хотя китайско-американская торговая война ускорила тенденцию на перенос производства в другие страны, этот процесс начался раньше.
Одна из причин – рост стоимости рабочей силы в Китае. По состоянию на 2020 год фабричные рабочие во Вьетнаме получали 2,99 долл. США в час по сравнению с 6,5 долл. США в Китае.
Кроме того, частичный перенос производства из Китая связан со стремлением компаний диверсифицировать цепочки поставок для минимизации рисков, связанных с торговым противостоянием КНР и США, что оказалось особенно актуально в условиях распространения Covid-19. Пандемия ускорила уход из Китая компаний, ощутивших на себе влияние локдауна начала 2020 года. Поставки многих импортеров были нарушены. В январе 2020 года по распоряжению китайского правительства закрылся ряд заводов, расположенных рядом с городом Ухань. В их числе оказались фабрики Samsung и китайской Foxconn, занимающийся изготовлением деталей для Apple. В результате закрытия заводов и других карантинных ограничений производство приостановилось, доставка части товаров сорвалась. Кроме того, авиакомпании приостановили полеты в Китай и из Китая, движение грузовых самолетов было ограничено. Поездки внутри страны строго контролировались.
Весной 2022 года Китай столкнулся с новой вспышкой коронавирусной инфекции. Локдаун, введенный из-за увеличения заболеваемости Covid-19, привел к закрытию или ограничению работы производственных предприятий. Например, несмотря на продолжение производственных процессов, завод компании Foxconn в Куньшане работал только на на 60% реальной мощности. Сборочные заводы Toyota и Volkswagen в Чанчуне и предприятия производителя печатных плат Unimicron Technology в Шэньчжэне приостановили свою работу.
Вьетнам, как и Китай, в начале пандемии ввел строгие карантинные ограничения, но несмотря на это, руководство страны пошло на определенные уступки. Так, вьетнамское правительство ввело запрет на въезд иностранцев во Вьетнам. Однако руководство Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), в отличие КНР, предоставило южнокорейским инженерам возможность посетить их предприятия.
Подводные камни
Несмотря на рост популярности Вьетнама как инвестиционного направления, важно понимать, что страна все еще остается довольно незнакомым рынком для инвесторов. Регионы Вьетнама сильно отличаются друг от друга. Север, центр и юг страны имеют свои конкурентные преимущества для различных отраслей и типов бизнеса.
В плане налоговых льгот Северная экономическая зона является самой привлекательной. На этой территории действуют четырехлетние налоговые каникулы на прибыль корпораций, последующее снижение ставки налога на девять лет и освобождение от импортных пошлин на отдельные товары. На юге и в центре пакет льгот значительно меньше. Налоговые каникулы здесь в два раза короче. Период, на который распространяется дальнейшее снижение налоговой ставки, также меньше.
Относительно низкая стоимость труда во Вьетнаме часто бывает связана с рисками для производства. Например, более дешевая рабочая сила может объясняться низкой квалификацией специалистов. Кроме того, с быстрыми изменениями в производственных процессах возникает риск нехватки квалифицированной рабочей силы. Особенно остро эта проблема стоит для ИТ-компаний, не желающих выпускать технику в Китае. Налаживание новых цепочек поставок и наращивание производственных мощностей во Вьетнаме требует инженерных талантов, которые трудно найти в стране.
Несмотря на активное развитие транспортных путей, в этой области есть определенные проблемы. При планировании переноса производства стоит учитывать, что на данный момент в стране существует нехватка портовых операторов, из-за чего некоторые порты не могут работать на полную мощность.
Еще одна проблема, касающаяся вьетнамского судоходного флота, заключается в том, что он состоит в основном из старых грузовых судов с относительно небольшим тоннажем. Вьетнамские судоходные предприятия имеют суда вместимостью 1800 TEU, а иностранные фирмы – вместимостью более 20 000 TEU, что делает их более конкурентоспособными.
Текущая ситуация и прогнозы
Ранее американо-китайская торговая война заставила компании вывести часть цепочек поставок из Китая в соседние страны Юго-Восточной Азии. Однако ситуация меняется, и часть компаний может вернуть производственные мощности в Китай из-за всплеска случаев заболевания Covind-19 во Вьетнаме.
В ответ на увеличение заболеваемости в 2020 году вьетнамское правительство закрыло заводы и разрешило их вновь открыть только при соблюдении строгих условий, при которых рабочие должны были жить в карантинных общежитиях, прикрепленных к рабочим местам. Ограничения резко сократили производство продукции и, соответственно, прибыль предприятий. Adidas заявила, что задержки производства во Вьетнаме обойдутся компании в 600 млн долл. в 2021 году.
Некоторые предприятия отреагировали на ограничения переносом производства из Вьетнама. Генеральный директор Lakeland Industries, компании по производству защитной одежды, в сентябре 2021 года заявил, что компания наняла новых руководителей, чтобы перенести производственные мощности из Вьетнама в Китай в кратчайшие сроки.
Другие выбрали осторожный подход. Стратегии регионального расширения производства придерживается мебельная компания Hooker Furniture: часть ее предприятий расположена в Таиланде. Как пишет издание Nikkei Asia, компания Apple пока свернула планы по полному отказу от китайского производства. Аналогичные шаги предпринимают Google и Amazon.
В то же время стоит признать, что успешные меры сдерживания эпидемии укрепили бренд Вьетнама как перспективного места для ведения бизнеса. Вероятно поэтому транснациональные компании (например, Delta Electronics, Nokia, Google) часто выбирают стратегию «Китай+1», когда фирмы сохраняют некоторые цепочки поставок в Китае, но при этом переносят отдельные операции в другие страны. Например, Google переносит производство смартфонов Pixel во Вьетнам, при этом разработка продукта и первоначальный запуск линейки будет происходить в Китае. Такая организация производства позволяет использовать конкурентные преимущества Вьетнама как источника дешевой рабочей силы.