Print Friendly, PDF & Email

Рынок дополнительного онлайн-образования в Китае пережил быстрый взлет и практически моментальное падение, спровоцированное беспрецедентно жесткими мерами регулирования. Теперь компании, которым запретили их основную деятельность, ищут креативные способы перестройки своего бизнеса, чтобы выжить в новой реальности. 

Рынок дополнительного онлайн-образования в КНР в последние годы стал особенно популярным среди инвесторов: по сравнению с 2018 г. венчурные инвестиции в сектор онлайн-образования выросли в два раза (2018 г. – $5,27 млрд, 2020 г. – $10,5 млрд), а объем рынка превысил $120 млрд. Это не случайно, ведь дополнительные курсы в Китае еще совсем недавно были очень популярны среди тех, кто хотел поступить в престижные китайские вузы: 75% китайских школьников в среднем посещали репетиторов, однако лишь 1,9% от 11 млн выпускников, сдававших экзамен гаокао (高考)  в 2020 году, смогли поступить в топовые вузы. Всё это усугубляло социальное неравенство: дети из менее обеспеченных семей не могли посещать высококлассные платные курсы, вероятность поступить в хороший вуз снижалась.

Объем инвестиций в сектор онлайн образования ($ млрд)

Источник: Bloomberg

Власти, тем временем, почти потеряли контроль над рынком. Так, пользуясь практически неограниченным спросом и доверием со стороны родителей и учеников, основным приоритетом которых было поступление в вуз, некоторые компании стали использовать мошеннические схемы, в т.ч. рекламу с ложной информацией, фальшивые сертификаты и дипломы учителей.

Конкуренция заставляла волноваться и школьников, и их родителей. Многие родители переживали, что им просто не хватит средств, чтобы воспитать ребёнка и дать ему хорошее образование. Такое положение вещей шло вразрез с активно пропагандируемой правительством программой повышения рождаемости (三胎政策), которая позволила семьям иметь троих детей. В условиях непрерывно растущих трат на воспитание и обучение детей, семьи не были готовы рожать не только третьего, но иногда и второго ребенка. Даже официальные опросы ГСУ КНР показывали, что среднее число детей, которое китайские женщины готовы были иметь, равнялось 1,8, и это с учетом жителей в сельской местности. В городах, где воспитывать детей в среднем дороже, эта цифра должна быть еще меньше, при том что для сохранения численности населения коэффициент воспроизводства должен быть не меньше 2.

Неуправляемый перегрев рынка, высокая психологическая нагрузка на детей и растущие расходы родителей – эти три причины вместе оказались достаточно весомым аргументом для властей в пользу вмешательства в работу рынка. 24 июля Главное управление ЦК КПК и Канцелярия Госсовета выпустили совместное постановление “О сокращении нагрузки на учеников обязательных образовательных программ в виде домашних заданий и внеурочных занятий”. В рамках реформы проводилась политика “двойного сокращения” (双减). По первому «сокращению», должна была снизиться нагрузка на ученика в стенах школы, в том числе в виде домашних заданий: родителям запрещается как-либо вмешиваться в выполнение ребёнком заданий на дом. Ученикам 1 и 2 классов нельзя задавать письменные упражнения на дом, школьники с 3 по 6 классы не должны в среднем тратить на домашнее задание больше часа, учащиеся первой ступени средней школы — 1,5 часов. После уроков школа должна организовать разнообразные секции по творчеству, спорту, чтению, чтобы ребёнок смог всесторонне развиваться.

Второе «сокращение» – нагрузка вне школы. Компаниям, проводящим курсы по школьным предметам, запрещено вести коммерческую деятельность, а новым организациям лицензии выдаваться просто не будут. Также фирмы отныне не могут принимать иностранное финансирование и нанимать учителей из других стран. Кроме того, частные компании теперь не смогут преподавать предметы из школьной программы, что призвано уничтожить спираль конкуренции, когда дети вынуждены заниматься с репетиторами, потому что их одноклассники уже с ними занимаются.

Резкие изменения в регулированиипривели к тому, что положение компаний-лидеров сферы дополнительного образования заметно ухудшились. VIPKid, Zuoyebang, Yuanfudao не смогут выйти на IPO; цены на акции New Oriental Education & Technology Group снизились почти в пять раз в период с 23 по 27 июля 2021 г. Котировки акций Koolearn Technology Holding Ltd за тот же период упали более чем в два раза. Таким образом, в прошлом успешная сфера онлайн-образования разбилась о скалы китайского регуляторного ландшафта.

Вместе с тем, коренные изменения в сфере дополнительного образования, убив менее приспособленных игроков, заставили более изобретательные компании менять свои программы и придумывать новые способы вести бизнес. Так, компаниям запретили получать прибыль лишь от чтения курсов по предметам школьной программы. Однако никто не запрещал вести образовательные программы по разным видам искусства, творчеству, программированию, или даже начать учить родителей!

Так, например, упомянутая выше фирма New Oriental Education стала разрабатывать учебные планы для старшего поколения. В программу войдут курсы по воспитанию детей, психологии, тайм-менеджменту, эмоциональному интеллекту. Так получится избежать новые ограничения, но в то же время фирма продолжит получать прибыль от переживаний родителей за будущее своих детей.

Эта же компания решила использовать формат образовательных лагерей, где школьники будут изучать предметы вне школьной программы: искусство, спорт, компьютерные технологии. Впрочем, очевидно, что доходы от такой деятельности не будут так высоки, как от чтения курсов подготовки к выпускным экзаменам.

Другие компании решили не отказываться от своего набора курсов, но сменить географию и начатьпокорять зарубежные рынки. Школа по изучению английского языка ALO7 решила преподавать в других азиатских странах: Индонезии, Камбоджи, Мьянме и Японии. Курсы программирования CodeMao нацелились на рынки Европы.

Тем не менее, с выходом в другие страны связано множество проблем. Например, недостаточно просто взять и перевести свои программы на иностранный язык. Нужно потратить достаточно усилий для того, чтобы локализировать продукт, адаптировать его под менталитет нового потребителя. Насколько это получится у китайских компаний, пока непонятно.

Наконец, есть и еще один не менее интересный путь спасения бизнеса для компаний из сферы edtech, примеры которого мы, вероятно, скоро также сможем увидеть на китайском рынке. . В тексте документов по образовательной реформе большое внимание уделялось тому, что школы по всему Китаю должны повысить уровень преподавания и организовать более разнообразную программу внеклассных занятий. Однако во многих  местных департаментах образования, особенно в небольших городах, нет ресурсов и знаний для того, чтобы разработать программы дополнительного образования, особенно с применением технологийЗдесь китайским регионам на помощь может прийти бизнес, а модель B2G, в свою очередь, может спасти хотя бы часть доходов образовательного бизнеса.

Очевидно, что после потрясений, произошедших в индустрии дополнительного онлайн-образованияотрасль больше никогда не будет прежней. Стремясь найти новые источники дохода и сократить издержки от простаивающих мощностей, компании, конечно, придумают и новые бизнес-модели, и новые целевые аудитории. Тем не менее, основные факторы стремительного роста этого рынка – тревога за будущее выпускника и желание стать лучше всех остальных абитуриентов – уже во многом потеряны. Поэтому, хотя некоторые компании нашли, кого учить, рынок уже не будет тем, что раньше.

Нравятся статьи этого автора? Подпишитесь на социальные сети!

Вход

Добро пожаловать!
欢迎光临!환영합니다!ようこそ!Chào mừng!
Регистрация
Продолжить в Google

К выбору тем