ABB будет публиковать краткие комментарии по поводу текущего состояния китайского фондового рынка (под которым будет пониматься не конкретные биржи, а совокупность китайских компаний, торгующихся на материке, в Гонконге и на биржах США) и связанных с ним событий, а также обзоры на наиболее интересные компании, в которые мог бы вложиться читатель. Эти обзоры не являются инвестиционной рекомендацией, а лишь выступают в качестве предложения подумать и сделать свои собственные выводы.
Ситуация на рынке
22 и 23 февраля китайский фондовый рынок пережил жесточайшую за полгода коррекцию, обвалившись на 5-7% почти по всем основным позициям в первый же день после открытия после Золотой Недели, празднеств по случаю нового года по лунному календарю. Причиной стали как общий перегрев рынка (только с середины января основные тикеры Alibaba, JD, Bilibili и т.п. выросли на 15-20%), так и решение китайских властей перестать накачивать его деньгами. В понедельник Народный банк увёл с рынка эквивалент примерно $6 млрд, чтобы не допустить разгона инфляции. Ранее с начала января таким образом из системы было откачано ещё более $40 млрд.
В отличие от американских коллег, которые в ближайшее время собираются раздать гражданам ещё $1,9 трлн долларов, власти КНР сворачивают программу пандемийной помощи экономике через денежные вливания. Это не удивительно: во-первых, Китай пострадал от пандемии намного меньше, чем США (КНР – единственная из крупных стран, имеющая по итогам 2020 года рост ВВП), во-вторых, с самого начала была выбрана стратегия крайне ограниченного стимулирования. По всей видимости, Политбюро решило не повторять печальный опыт 2008-2009 года, когда раздача бесплатных денег привела к неконтролируемому росту корпоративных и муниципальных долгов.
Компания JD.com
JD – одна из крупнейших китайских компаний в сфере электронной коммерции, один из трёх столпов этого направления в КНР наряду с Alibaba и совсем молодой Pinduoduo. Впрочем, сравнение не совсем корректно: в отличие от монструозной IT-империи Джека Ма, которая в сегменте e-коммерса всего лишь обеспечивает интернет-площадку для продавцов, JD куда больше похожа на классическую ритейл-сеть: у неё есть собственные склады, логистика и контроль качества, за счёт которого она рассчитывает выгодно выделяться на фоне конкурента. Другими словами, если Alibaba зарабатывает на комиссии, то JD – на продажах. Эта модель намного более капиталоёмка, что обуславливает куда более медленный, чем у конкурентов, рост чистой прибыли. Меньше и доля пользователей, хотя растёт она с сопоставимой с конкурентами скоростью.
Бизнес главы JD Лю Цяньдуна намного более сфокусирован, чем у Alibaba: 85% прибыли приносит основная деятельность, а побочные ветви – в основном обслуживание мерчантов, клауд-сервис и логистическое подразделение. 16 февраля компанией было получено разрешение выделить JD Logistics в отдельную котирующуюся на гонконгской бирже структуру, оставив при этом у себя более 50% акций. Выведя «дочку» на биржу, Лю Цяньдун сможет получить около $5 млрд, а ее капитализация может по оценкам достигнуть $40 млрд.
В декабре таким образом была выведена на биржу медицинская «дочка» JD Health. Напомню, что в первый день торгов после IPO её цена выросла на 75% по сравнению с ценой размещения. Нет никаких оснований полагать, что логистику ждёт менее блестящее будущее.
Финансовые показатели
Среднегодовые темпы роста (CAGR) в последние пять лет у компании составляют около 30% и в будущем этот рост планируется продолжать. Драйверами роста компания помимо наращивания основного бизнеса всё же планирует сделать свои более прибыльные дочерние структуры: у логистического подразделения, к примеру, среднегодовой рост выручки составляет 61%. При этом, компания не лезет в политику и не пытается испытывать рискованные финансовые модели, а потому лишена политических рисков, которые присущи Alibaba.
Компания торгуется с мультипликатором 1,5 к выручке, и учитывая, что в 2019 году этот показатель составлял лишь 0,5, можно ожидать, что на горизонте года она будет стоить около 2. Из-за совершенно другой бизнес модели по этому показателю она всегда будет отставать от Alibaba и Pinduoduo (которая торгуется с P/S около 20), но даже с учётом огромной физической инфраструктуры компания стоит очень дёшево. Показатель P/E в районе 40 достаточно существенен, но вполне сопоставим со скоростью роста компании и несоизмеримо меньше, чем у американских конкурентов.
Итого
JD – самый «консервативный» из китайских онлайн-гигантов, который лучше всех показал себя в пандемию, так как имел склады во всех крупных городах и мог быстро наладить новые протоколы безопасности внутри своей сети. От него не стоит ждать взрывного роста, но в ближайшие годы он совершенно точно будет расти опережающими среднерыночные темпами за счёт дочерних компаний и внимания к качеству продукции. А это по мере роста благосостояния будет цениться потребителями всё больше. Точку входа искать не приходится: компания растёт без рывков и перепадов, отражая солидность и консервативность бизнес-модели. Тем не менее, сейчас (конец февраля 2021 года) лучше дождаться стабилизации политики Народного банка и прекращения откачки денег.