Финансовый рынок Гонконга дождался реформы частных инвестиционных фондов. По задумке законодателя новый механизм управления капиталом должен полностью подстроиться под интересы внутренних и внешних инвесторов.
31 августа 2020 г. на территории Специального административного района Гонконг вступил в силу закон о Фондах в форме партнерства с ограниченной ответственностью (Limited Partnership Fund, LPF). Рынок очень давно ждал этой реформы: по мнению многих специалистов, она позволит привлечь частный капитал в регион. В настоящий момент «золотым стандартом» для инвесторов со всего мира остаются Кайманы как очень гибкая, удобная и пользующаяся доверием юрисдикция с хорошо отработанным законодательством. Гонконг намерен перенять опыт «кайманских фондов», предложив инвесторам похожий механизм управления капиталом.
Зачем Гонконгу понадобились фонды и в чем их особенность?
До принятия Limited Partnership Fund Ordinance в Гонконге допускалась возможность создания просто партнерства с ограниченной ответственностью (LP). Однако этот институт не пользовался популярностью в силу отсутствия необходимой инвесторам гибкости. Так, например, не был предусмотрен механизм привлечения капитала «capital call»[1] — существовало ограничение на возврат капитала, а именно: партнеры не могли в течение всего срока существования партнёрства прямо или косвенно извлекать или получать обратно какую-либо часть своего взноса и т. д.
Ключевая особенность новых фондов по сравнению с LP заключается в том, что они предоставляют полную договорную свободу своим участникам. Теперь партнеры могут выбирать любые механизмы распределения прибыли, устанавливать правила входа и выхода, передачи долей, управления фондом, а также предусматривать упрощённые схемы получения капитала и т. д. Фонд полностью может подстраиваться под интересы и цели его участников. Правительство САР Гонконга постаралось максимально приблизится к модели «кайманского фонда» в вопросах свободы Limited Partnership Agreement (LPA).
Что касается структуры и обязательных условий, то для создания LPF необходимо наличие одного управляющего партнера (general partner, GP) и одного или более партнеров с ограниченной ответственностью (limited partner, LP). В качестве GP может выступать как компания, зарегистрированная в Гонконге или за его пределами, так и субъект без образования юридического лица (например: траст, товарищество) или физическое лицо. Управляющий партнер несет неограниченную ответственность по обязательствам фонда. В обязанности GP входит назначение «ответственного лица» для осуществления мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Эту роль может выполнять сам как GP, так банки или квалифицированные юристы. Должны быть также назначены лицензированный в Гонконгской комиссии по ценным бумагам и фьючерсам (SFC) инвестиционный менеджер для совершения операций с активами фонда и независимый гонконгский аудитор. Помимо всего прочего LPF необходимо иметь офис в Гонконге, а также быть зарегистрированным в реестре компаний и ежегодно подтверждать свой доход.
Хотя закон направлен на привлечение капитала, миграция фондов в нем не предусмотрена. Следовательно, если партнерство или иное юридическое образование зарегистрировано на территории другого государства, его редомициляция в Гонконге будет невозможна. Закон предусматривает только перерегистрацию гонконгского партнерства с ограниченной ответственностью в фонд в форме партнерства с ограниченной ответственностью. В то же время на Кайманах любое партнерство, зарегистрированное в иной юрисдикции, может осуществить миграцию, подав на перерегистрацию в форме Exempted Limited Partnership (ELP).
[1] Это процедура по оперативному сбору средств от инвесторов фонда. Партнеры с ограниченной ответственностью обязаны при необходимости предоставить запрашиваемую сумму. Это удобно тем, что инвесторы могут до «вызова капитала» держать средства на выгодном инвестиционном счете, чтоб они продолжали расти, пока не понадобятся партнерству.
Неоспоримое преимущество
В целом, условия инвестирования в рамках партнерств с ограниченной ответственностью в Гонконге и на Кайманах достаточно схожи, за одним существенным исключением. Для многих стран Кайманы – это офшор. Для России Гонконг перестал быть офшорной зоной с 1 января 2018 года после подписания соглашения об избежании двойного налогообложения и вступления в силу приказа Минфина, исключающего его из «черного списка».
Интересно, что конструкция LPF в Гонконге может не облагаться налогом на прибыль при соблюдении введённого в 2019 году режима «освобождения от единого налога на прибыль» для частных фондов. Льготы для частных фондов применяются (для операций с определенными активами и при соблюдении определенных условий) в равной степени к оншорным и оффшорным фондам, а также к инвестициям как в местные, так и в зарубежные частные компании.
В случае с отечественными инвесторами пока непонятно, как российские налоговые органы отнесутся к такого рода фондам с точки зрения признания их контролируемыми иностранными компаниями (КИК) и, соответственно, учета прибыли при определении налоговой базы. Но одно то, что для российского бизнеса появилась новая возможность по эффективному управлению капиталом в надежной юрисдикции, при этом потенциально избежав двойного налогообложения, уже радует. Особенно в ситуации тотального закручивания гаек с льготными налоговыми юрисдикциями.
В настоящий момент Россия находится в стадии пересмотра своих налоговых соглашений. После заявления Президента от 25 марта 2020 года стало понятно, что Правительство РФ жестко настроено на удержание средств внутри страны, что не придает ситуации стабильности. С другой стороны, намерений изменять соглашение с Гонконгом у России пока нет, чего не скажешь о Кипре, Мальте, Люксембурге.
«Окно» в Китай
Ни для кого не секрет, что административный район Гонконг — это финансовые ворота Материкового Китая, обеспечивающие оборот юаня, его обмен на валюту, а также вход и выход на внутренние рынки Поднебесной. С учетом прошедшей в КНР реформы и вступления в силу 1 января 2020 года Закона об иностранных инвестициях, Китай становится все более привлекательной перспективой для притока капитала из-за рубежа.
Ранее иностранные инвесторы могли войти на рынок исключительно через специальные юридические образования, к которым применялся ряд существенных ограничений – подобный подход носил четко выраженный дискриминационный характер. Сейчас же инвесторы пользуются национальным режимом, то есть им предоставляются равные с китайскими инвесторами возможности в рамках существующего в КНР законодательства. Иностранный капитал по новому закону об Иностранных инвестициях также защищен рядом дополнительных гарантий: к примеру, запрет экспроприации без компенсации, защита интеллектуальной собственности, свободный ввод и вывод капитала из страны и т. д. Более того, иностранными инвестициями теперь признается любая инвестиционная деятельность, прямо или косвенно осуществляемая иностранными физическими, юридическими лицами или иными образованиями. Подобное широкое толкование позволяет обеспечить гарантиями и урегулировать деятельность наибольшего круга инвесторов.
С учетом вышесказанного, а также с глобальным реформированием гражданского законодательства КНР (в мае прошлого года был принят первый в истории Китая Гражданский кодекс, проводится усовершенствование патентного законодательства, усиление защиты товарных знаков и в целом интеллектуальной собственности) инициатива Гонконга начинает играть новыми красками. Она не только дает «Благоухающей гавани» возможность для развития внутреннего рынка, но еще и открывает новые перспективы для иностранных инвесторов.
Центр прямых инвестиций района «Большого залива»
Реформирование частных фондов также направлено на решение локальных задач, а именно усиление роли Гонконга как центра частного капитала для целей развития района «Большого залива». Район «Большого залива» на данный момент можно назвать самым важным финансовым проектом Китая. Это территория площадью 56 тысяч км², объединяющая 9 городов на юге Материкового Китая, а также специальные районы Гонконг и Макао. Проект направлен на взаимную интеграцию и использование совокупных преимуществ финансовых и профессиональных возможностей Гонконга, индустриальных достижений Шэньчжэня и Гуаньчжоу в области высоких технологий, информационных и логистических услуг. Так как в Китае действует принцип «одна страна, две системы», проект призван распространить опыт Гонконга на близлежащие провинции, используя его сильные стороны для удовлетворения внутренних потребностей страны.
Закон о фондах в форме партнерств логично вписывается в избранную интеграционную модель. Получается взаимовыгодный симбиоз, при котором Гонконг концентрирует больше частного капитала, монетизирует достижения китайских IT-стартапов, а материковая часть «Большого залива» получает удобный финансовый инструмент для управления инвестициями, а также привлечения иностранного капитала.